Международный день учителя призван подчеркнуть крайне важную роль воспитателей и педагогов, работающих в области начального образования. Две трети от их общего числа приходятся на развивающиеся страны. В то же время привлекается внимание к очень серьезным проблемам, с которыми сталкивается весь преподавательский корпус - это и эпидемия СПИДа, и проявление насилия в школах, и неудовлетворительные условия труда, и низкая зарплата. В 2001 году на Всемирном форуме по образованию для всех в Дакаре 180 государств-участников поставили задачу добиться всеобщего начального образования к 2015 г. Однако многим из них это не удастся из-за того, что они лишены возможности подготовить в ближайшие десять лет почти 15 миллионов учителей и обеспечить их работой. Наибольшую нехватку учителей испытывают страны Южной Азии и большинство государств Африки. Но и другие страны, как промышленно развитые, так и развивающиеся, во всем мире испытывают дефицит учителей. Получить эти 15 миллионов учителей - задача не простая. Низкая зарплата, плохие условия труда, угроза личной безопасности, а также не престижность - все эти факторы во многих странах делают профессию учителя непривлекательной. Почти 59 миллионов педагогов - самая многочисленная группа высококвалифицированных кадров на планете. Эпидемия СПИДа - серьезная угроза борьбе с неграмотностью и улучшению качества образования. В некоторых африканских странах в результате этой эпидемии число погибших от СПИДа учителей превышает число поступающих на работу. Уровень оплаты труда и перспективы ее роста могут играть решающую роль в выборе профессии педагога. Многие страны, стремясь улучшить посещаемость начальных школ, стараются увязать дополнительный набор учителей с необходимостью поддержания хорошего уровня квалификации последних. Высококвалифицированные и заинтересованные в своей работе учителя - необходимое, но недостаточное условие для хорошей успеваемости. Необходимо также достаточное инвестирование в учебные материалы и школьную инфраструктуру. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций состоит в том, чтобы помочь странам-членам претворить в жизнь намеченные Рамками действий Дакарского форума 12 стратегических задач, которые учитывают уроки прошлого и нынешние изменения глобального масштаба. Речь идет о том, чтобы в области образования приоритетами стали: его качество, равный к нему доступ представителей разного пола, обучение и защита прав детей младшего возраста, образование взрослых, а также самое широкое использование, как в развитых, так и в развивающихся странах новых образовательных технологий.
|