Суббота, 24.06.2017, 13:27

Праздники - Все для них!




Меню сайта


Праздники России


Наш опрос
Лучшее место для праздника – это …
Всего ответов: 141
Партнеры
Статистика

Мероприятия, поздравления, тосты, поделки, рецепты

Главная » Файлы » Праздники » Свадьба, Девичник, Мальчишник

Сватовство невесты
13.04.2011, 19:28
После того, как кандидатура невесты была одобрена всеми родственниками, родители жениха выбирали свата или сваху, без которого не могло обойтись ни одно сватовство невесты. В обязанности свата сходил сбор информации о размере и характере приданого невесты, а также рекламная акция с целью убедить родителей невесты, что предлагаемый жених - как раз тот, кто им нужен. До 15 века именно через сватов жених узнавал подробности о внешности и характере невесты, которую ему самому было дозволено лицезреть лишь в день венчания.

Часто сватами и свахами становились крестные родители жениха или кто-нибудь из ближайшей родни (старшие братья и сестры, тетки, дядьки). Иногда в роли сватов выступали сами родители жениха. Но в большинстве случаев сватом приглашали наиболее шустрого на язык односельчанина, котрый имел репутацию человека, сведущего в вопросах сватовства невесты и умеющего устраивать подобные дела. Сват мог отправиться в дом родителей невесты один или с помощниками.

В дом невесты засылали свата, который испрашивал разрешения приехать. Если в качестве сватов выступали родители жениха, то уже в первый приезд они начинали вести переговоры о возможной женитьбе. Если семья девушки была родом из соседнего села, тогда сват или родители жениха приезжали в ту деревню загодя, чтобы иметь время и возможность как можно больше узнать о семье девушки. В подавляющем большинстве случаев жениху ездить на сватовство невесты не полагалось. Однако, если жениху предоставлялась свобода в выборе невесты, то он сам мог явиться перед родителями девушки и попросить у них разрешения на сватовство.

Для сватовства выбирали вторник, четверг или выходные дни. Особо удачными считались 3, 5, 7, 9-е число каждого месяца. Постных дней (понедельник, сред и пятницу), с также 13-е число избегали. День, время и путь, по которому ехали сваты, держали в тайне, чтобы не сглазить.

Сам обряд сватовства невесты сопровождался множеством магических действий, способствующих успешному резрешению дела. Сватать отправлялись после захода солнца. Перед выездом из дома жениху опутывали вожжами печную трубу (чтобы удачно "опутать" невесту) или связывали кушаком ножки стола (чтобы свадьба лучше "вязалась"). В спину уходящему свату, одетому по случаю сватовства в праздничный тулуп с дорогой опояской, бросали старый лапоть. В некоторых местностях свата перед отъездом хлестали или забрасывали головными уборами. Летом сват добирался до дома невесты верхом, в зимой в хороших выходных санях, непременно покрытых рогожей. Выезжал сват через задний двор, к дому невесты ехал огородами и задворками, стараясь по дороге не останавливаться и ни с кем не разговаривать.

Подъехав к воротам невестиного дома, сват соскакивал с повозки и бежал стремглав в избу, чтобы родители невесты так же быстро согласились на брак. В других случаях, сват, войдя во двор, отыскивал ступу, в которой девушка толкла лен, и трижды оборачивал ее вокруг себя, имитируя обряд венчания. Подойдя к дому, сват неслышно касался рукой дверного косяка, после чего стучал. В Пермской губернии сват отворял дверь избы в три приема: сначала - немного, после чего снова затворял дверь наглухо; во второй раз - чуть больше, но вновь закрывал ее и только в третий раз окончательно распахивал дверь и входил в избу. При этом, перенося правую ногу через порог, сват пристукивал пяткой о пороговую доску и лишь затем опускал ногу на пол. Женщины-свахи ступали на крыльцо правой ногой, приговаривая: "Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко: тверже камня, липче клея, острее ножа булатного. Что задумаю, то исполнится".

Войдя в избу, сват крестился на образа и начинал переговоры. Все переговоры велись стоя, как бына ходу, чтобы невеста как можно быстрее вышла замуж. В некоторых местностях сват садился под главной балкой кровли, под красными окнами (лицом к двери), около двери возле кадки с питьевой водой или на лавку, стоящую вдоль половиц. Уже по тому, куда сел незваный гость, можно было догадаться о его намерениях. Приступая к переговорам, сват старался незаметно для окружающих дотронуться до ножки стола.

Переговоры велись с отцом невесты. Если у девушки не было отца, то со сватом беседовали старший брат или мать невесты. Сват мог прямо сказать, что пришел искать невесту, но чаще всего он начинал разговор с посторонней темы (погода, покоса, посева и так далее). Дальнейшие переговоры протекали в иносказательной форме. Так, сват мог представиться человеком, разыскивающим потерявшуюся телку:

1. "Ищем телочку. Не заблудилась ли? Может, пристала к вашему дому да желает в наш перебраться?".

2. "У нас - грядка, у вас - рассадка. Как бы перебраться вашей рассадке на нашу грядку?".

3. "У вас - курочка, у нас - петушок. Нельзя ли их загнать в один хлевушок?".

4. "У вас - цветочек, а у нас - садовник. Нельзя ли нам этот цветочек посадить в наш садочек?".

5. "У вас - товар, у нас - купец".

6. "У вас - куличка, а у нас - охотник".

Родители невесты благодарили свата за честь, просили его присесть и угощали чаем или вином. Напиток разливала невеста. В это время сват внимательно осматривал ее. После угощения сват приступал к самой ответственной части переговоров, в которой он славил жениха и старался побольше выведать о невесте.

Если жених не устраивал родителей невесты, то они отговаривались молодостью девушки ("у нас - товар непродажный, не поспел еще"), неготовностью к свадьбе, недостаточным приданным или просто недосугом. В редких случаях отец невесты мог грубо указать на дверь: "Вот вам Бог, а вот и порог". Разгневанный сват закрывал за собой дверь спиной, чтобы "помешать девушке выйти замуж". Если родители невесты сомневались, то просили свата прийти в другой раз, чтобы иметь время получить больше информации о женихе и его семье. Но даже, если родителей девушки кандидатура жениха во всем устраивала, они не спешили дать свое согласие, так как считалось неприличным в одночасье отдаватьдочь в чужую семью. В этом случае родители отговаривались необходимостью посоветоваться со всей родней и назначали день решительного ответа. Кроме того, существовало поверье, что, прослышав о сватовстве, может "клюнуть" жених получше ("худой жених хорошему дорогу покажет"). Поэтому первый визит свата в народе называли "неофициальным сватовством", "запросом", "разведкой". Покидая дом невесты, некоторые сваты выбирали мох, которым были проконопачены стены избы, и приносили его родителям жениха, чтобы "привлечь сердце невесты".

Если инициатором свадьбы выступали родители невесты, тогда они засыла свата в дом жениха. Как и в первом случае, сват рассыпался в похвалах честному имени рода жениха и невесты, говорил о взаимной любви двух родов и представлял выгоды от предстоящего брака.

На вторые переговоры - "официальное сватовство" - в дом невесты отправлялись другие сваты или сами родители жениха (иногда вместе с самим женихом). На этот раз родители невесты готовили стол и зажигали свечи и лампады.

Если родители невесты давали окончательное согласие на замужество дочери, начиналось составление брачного договора - "рядной записи", которое растягивалось на длительный период. В рядной записи оговарился довольно широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к предстоящему браку:

- срок свадьбы;

- количество гостей с обеих сторон;

- полная величина свадебных расходов;

- размер и состав приданого невесты;

- величина и сроки выплаты "выводных денег" - суммы, которую должны были заплатить родители жениха на покупку нарядов невесты;

- размер денежной помощи молодым от родителей (если новобрачные собирались жить отдельной семьей);

- величина надела земли, которую передавали родители жениха и невесты по дарственной записи;

- при желании: объем работ молодой жены в доме мужа в первый год совместной жизни.

Иногда в брачный договор вносилось условие, запрещающее мужу бить жену. В случае нарушения этого условия родители девушки могли подать в суд на зятя. Особо оговаривался в рядной записи размер неустойки или попятной, которую должна была выплатить сторона, по причине которой расстраивался брак. Размер неустойки был достаточно велик, поэтому разрывали брачную договренность крайне редко. Писал рядную запись специально приглашенный подьячий.

Приданое невесты всегда было важным условием традиционной русской свадьбы. Оно не входило в общий котел и было личной собственностью молодой жены, дававшей ей имущественную независимость. Богатое приданое обеспечивало хорошее положение в доме мужа. В случае смерти молодой жены ее приданое отходило по наследству детям или, если не было детей, возвращалось родителям.

Именно поэтому приданое начинали готовить с самого рождения дочери. На Руси приданое состояло и постели, домашней утвари, украшений, платьев и денег, а также недвижимости (если невеста приходила из дворянской семьи).

По окончанию официального сватовства невеста давала жениху залог. Обычно это был платок, который имел особую правовую силу. Свату вручали краюшку хлеба, завернутую в лучший платок. Этот сверток сват нес через всю деревню в поднятой правой руке, оповешая односельчан о благополучном исходе сватовства. Удачное сватовство завершелось угощением, сопровождавшимся застольными песнями.

Крестьяне верили, что вещи, причастные к удачному сватовству, приобретают магическую силу. Их старались заполучить незамужние девицы, чтобы указать "верную дорогу" другим женихам. Так они растаскивали по всей деревне сено из саней жениха или привязывали к саням жениха веник, чтобы "жених другим дорогу заметал".

Категория: Свадьба, Девичник, Мальчишник
Просмотров: 3855 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0




Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]